Чечёткин и его страна чудес
Рецензия на книгу Павла Чечёткина "Небесный заяц"
По ночам в тиши я пишу стихи,
Пусть твердят, что пишет каждый
В девятнадцать лет...
Вот что приходит в голову, когда последней нечитанной страницей из тома Чечеткина
остается содержание. Стихоплетством в эти юные годы и вправду занимаются многие. Причем именно "по ночам в тиши" -
в сознании моментально всплывают картины с изображением великих классиков за столом с чадящей свечкой - над куском
пергамента, за созданием "памятников нерукотворных". Таково в представлении обывателя образ поэта - романтик с
горящими глазами, обхвативший в творческом порыве свою голову руками в потугах подарить миру новые строки.
Чечеткин - поэт (это, вероятно, ни у кого не вызовет сомнения!), ему уже 7 лет
как не девятнадцать, но главное, что заставило меня упомянуть эти песенные строки рядом с его именем - то, что
он стал слишком ярким исключением из правила: "ночь" и "тишь" - это однозначно не чечеткинское. Скорее он
пишет стихи в полдень на главной площади - так кажется! Много тем, много картин - всего много. Автор молод -
молода и его книга. Не зелена, а именно - молода: рюкзак жизненного опыта за спиной поэта еще не так увесист,
как у более опытных коллег по цеху, строить философично-аксиомные теории о "хорошо" и "плохо" и пересказывать
их потомкам вроде бы рановато. Вот это и бросается в глаза: тексты Павла не претендуют на звание истины в
последней инстанции : "Небесный заяц" - книга о чечеткинском мире, полном самых разных предметов, связанных
между собой и не имеющих никакого значения, мудрых и губительных. И над этой ЕГО Вселенной - "клиросное пенье
и колокольный перезвон".
Казалось бы - что же необычного?., каждый, кто хоть сколько-нибудь поэт, создает
в своих творениях некое особое пространство, которое есть реальная действительность, пропущенная через креатив
поэтического ума.
А хочешь - отдай мне свои глаза
И можешь опять резвиться!
|
Автор не отдаст - в этом его выбор и удача. "Глаза" для него - и вправду
"невиданный ценник", ведь специфичность чечеткинского мира - в умении поверить в чудеса! Именно это особое
мировидение Чечеткина поражает в "заячьих" текстах.
Чудотворец живет в душе Павла - чудотворец, а не сказочник: первый видит
чудеса вокруг себя, ему не нужно придумывать четвертое измерение и новую сказку, ведь для такого и Мотовилиха
на рубеже 20 веков полна чудес и необычных метаморфоз!.. До определенной степени Чечеткин напоминает ребенка
во взгляде своих широко открытых "глаз": недавно появившемуся на свет, ему еще так многое удивительно, так
много на свете вещей, достойных внимания и комментария поэта, что он не стремится их глубоко и детально
анализировать - успеть бы просто сделать зарисовку. Собрать из кусочков мозаики, таких разноцветных и на
первый взгляд несхожих друг с другом, целостную картину.
Вот потому-то так огромен набор тем, которых касается в своих стихах поэт: это
и живописные этюды на тему студенческих будней в Пермском Государственном Университете, буквально
пропитанные иронией - до такой степени, что превращаются в хвалебную оду "верному лясу" как символу
студенческой халявы, и рассуждения о русской водке и ее влиянии на россиян; это не столь многочисленные
пейзажные зарисовки, созвучные, как кажется, задумчивому настроению автора в момент их написания; здесь же
- песенки "про лошадку", стрижа и, конечно же, так почитаемых поэтом котов...
Коты - вообще отдельная тема для разговора: в стихах Чечеткина они лезут
буквально из каждой дыры, они везде и всюду, в любом - или практически любом! - сюжете обязательно будут к
месту. Они у Павла умирают "с какой-то дряни", и, "полосатые, как черти", в кабаках "идут на бутерброды"...
Даже сам автор в этом мире "родился ... под пение котов" - а потому открыто признает и гордится котом как
символом независимости и разгульной свободы, близости к реальной жизни... Как справедливо замечает Валентин
Курбатов - кот становится его "гербовым животным", Чечеткин холит и лелеет мысль о своем бескровном родстве с
представителями семейства кошачьих. Жизненная позиция автора - в этаком "бродячем" образе жизни, в полной
свободе действий и мыслей, которая распространяется на целый мир безо всяких ограничений:
Могу ложиться и вставать
И не считать со страхом дни.
И дамам рук не целовать,
Когда немытые они,
Могу мостить на небо гать,
Целуя звезды впереди,
И там летать, и там скакать,
И там уснуть на полпути!
|
Еще одна важная тема "Небесного зайца" - божественное. Богословское
образование Чечеткина здесь выразило себя ярко и полно - даже в самом разгульном своем стихе автор не забывает
о существовании Бога и совершенно уникально сводит два этих мира -высокий божественный и "свальню котов",
которая царит вокруг, в реальности. Его Господь - со множеством лиц и не меньшим количеством ролей в театре
под названием "Жизнь": он и "папа", и жертвенный образ Христа, и сатирические Церквачи в одноименном
тяжеловатом для восприятия стихотворении. Только у Чечеткина "на небе духи лопают пельмешки" (как просто
о высоком!), а верховное Божество заявляет - так забавно и в то же время серьезно, чуть горьковато: "Привет
вам, подонки, от господа Бога!.."...
Юношеский максимализм, который - в силу молодости автора - все же не чужд
Чечеткину, - уступает место серьезности и похвальной рассудительности, как только речь заходит о Творце.
Рука поэта будто бы дрожит, когда он выписывает строки на подобную тему: не все в этом вопросе для него
так очевидно и ясно - Павел, как кажется, еще не раз поспорит сам с собой в строках разных стихотворений,
пока мысли его на тему Бога наконец не сформируются в четкое суждение... тогда его творчество приобретет,
наверное, совсем другой характер - а пока оно удивительно именно тем, что автор ни о чем не судит предвзято,
открыт миру, его проявлениям и готов оспорить сам себя, если это понадобиться, - прямо на глазах читателя...
Совершенно иначе - твердым голосом и четкой мыслью - Павел оперирует в
рассуждениях о судьбе поэта в мире, о соотношении поэзии и "геморроя души" каждого человека. Совершенно
уверенно, громко и - это самое необычное - хладнокровно он сознает участь поэта:
Меня вчера нашли в капусте
И завтра же заквасят в ней,
Чтоб, потонув в жестоком хрусте,
Я стал пригодней и нужней.
|
Нет у Чечеткина лишних эмоций по этому поводу - и все тут! Он не ропщет
на судьбу, не вопрошает с мольбой "Почему так?.." - просто сознает реальность, не идеализирует...
И хотя достаточно в его книге подобных стихов (о том, что "не везет поэтам на Руси"), все же оптимистично
звучат под занавес темы о судьбе поэта такие строки:
За все прошу одну лишь мену,
За все богатства дурака:
В последний раз взойти на сцену
И отплясать вам гопака!..
|
Какое впечатление в целом оставляет выпитый до дна "Небесный заяц"?
Пессимизм у Чечеткина - в неприкрытых мотивах смерти, грусти и нелицеприятного будущего. Стоит только
заглянуть в "содержание": "Могила", "Я умер..." и тому подобное. Но все же кажется, оптимистичного и
светлого больше: вся его поэзия - день во всей его мозаичности и смене красок, и даже трагические пророчества
звучат в его исполнении не так уж мрачно - стоит только прочитать совершенно изумительное, бодрящее, как
хороший кофе, и чуть озорное стихотворение о беспризорных котах - вот такое:
... назло февральской стуже
Дух котов неукротим!
Вьюге их не изувечить,
Не вселить в сердца им страх.
Ведь у них - глаза как свечи
И улыбки на устах!
|
Алена УСАЧЕВА, студентка кафедры журналистики Пермского государственного университета
г. Пермь
|
.
.
.
.
.
Перейти в Фотоальбом
|
Скачать критику об авторе
|
Скачать "Небесного Зайца"
|
|