Чечётка - сайт Павла Чечёткина

Статьи критиков о творчестве автора

Главная

Автобиография

Тексты 1996-1999

Тексты 2000-2001

Тексты 2002

Тексты 2002-2003

Статьи об авторе

Фотоальбом

Гостевая

Гостиная

Триумф "Небесного зайца"

Премия "Триумф", поощряющая высшие достижения литературы и искусства, была учреждена фондом "Триумф" в 1992 году по проекту Зои Богуславской. За эти годы репутация этой престижной и самой дорогой награды не была подмочена ни разу, что с премиями в нашей стране бывает редко. Поэтому особенно приятно, что среди лауреатов молодежного "Триумфа" - наш земляк - талантливый поэт Павел Чечеткин.

Независимость этой премии достигается тайным выдвижением номинантов каждым из членов жюри. Пять лауреатов определяются ежегодно тайным голосованием при кворуме более половины состава жюри. Кроме того, что тоже очень важно, жюри не имеет постоянного председателя. Он ежегодно утверждается из членов жюри. В этом году председателем был Михаил Жванецкий.
Начиная с 2000 года было принято решение о ежегодном присуждении молодежных премий "Триумф". И это тоже происходит неординарно: каждый член жюри без обсуждения называет своего кандидата. Лауреатами "взрослого" "Триумфа" в этом году стали Алексей Баталов, Олег Лундстрем, Юрий Темирканов, Николай Цискаридзе, Елена Шварц.
А среди лауреатов молодежного "Триумфа" много чудесных, молодых лиц. Некоторые из них уже известны: драматург, режиссер и актер Иван Вырыпаев, певица Земфира Рамазанова, режиссер Нина Чусова. Так что наш земляк, тоже молодой, Павел Чечеткин, оказался в хорошей компании.
Когда я увидела его сборник, то сразу рассмеялась. Курносый, смешной, с внимательным острым взглядом. Когда прочитала сборник, то снова рассмеялась. От удовольствия. Редкое счастье выпадает увидеть лицо и прочитать стихи, которые так этому лицу подходят. Я ведь человек театральный, и мне важно соответствие внешнего амплуа и внутреннего содержания. А как часто это трагически не совпадает.
Сначала он показался мне талантливым молодым варваром. Я думала, не прочитав еще его биографии, а желая узнать его "в лицо" по стихам, что поцеловал его Бог в макушку (на которой так вольготно уселся небесный заяц) да и подтолкнул легонько в спину: "Беги, мол, дурачок, пой своим соловьиным горлышком". Потом, еще раз прочитав, поняла, что все не так просто, хотя простоватость облика и и наивность взгляда склоняли к образу "парнишечки в красной рубашоночке".
Но нет, за плечами и филфак Пермского университета, и жизнь рядом с Троице-Сергиевой лаврой, и учеба богородской резьбе, и сегодняшняя аспирантура в техническом университете. И все-таки, отчего же возникло первое ощущение варварского, дикого таланта, не знающего ни границ, ни меры, ни культурной памяти? Хотя есть все, и культурная память тоже. И поняла: от дерзкого напора, от бурлящей свежей крови, которая только молодому варвару и свойственна. Нет в нем "сделанности", холодной расчетливости, анемичности "ученой поэзии". Его стихи ни-ко-го не напоминают.
Боже, какое это счастье! Ничего не боится. Потому что не знает, чего бояться. Всему бросает вызов. Не агрессивный, а веселый вызов, как бычок. Который хочет бодаться со всеми: "Хватаю светило за волос и бью Его, ненавистное, палкой". Обижается, когда не любят: "Ты будешь плакать и молиться, Но не вернешь себе покой, Раз вспомнив нежность жесткой мышцы, Живущей в коже молодой!" Сердится, когда не слушают: "Говорят, моим бедным поясом Препояшутся небо с сушею... Говорят - и в корзинах роются. Говорят - и ничуть не слушают".
А послушать надо! Потому что голос звонок и не замутнен взгляд. Потому что видит остро, любит жадно, и бесстрашно думает о самом главном, о чем и должен думать поэт. О любви. О Боге. О смерти. Но главное - о жизни, которая представляется ему прекрасной, и в этом он прав тоже. Потому что она такая и есть. Иногда кажется, что он смотрит на землю откуда-то сверху, в полете. Но ведь поэт и должен лететь. Не ходить же ему, в самом деле. И тогда появляются строки жутковатые, бесстрашные, когда поэт не боится вступать в диалог с демоном, с Князем тьмы. Но я понимаю, почему он не боится: таких Бог бережет. Кого же ему еще беречь?


Татьяна ТИХОНОВЕЦ,
театральный критик, журналист
г. Пермь

Опубликовано:
1. В пермской областной газете "Пермские новости",
6 февраля 2004 г.

 

Вернуться в критику

Перейти в фотоальбом

Перейти в фотоальбом

Скачать критику

Скачать все статьи об авторе

Скачать книгу

Скачать книгу "Небесный заяц"

   
     
Hosted by uCoz